ВЛИЯНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ КЛАССА БЕТОНА НА ПРОЧНОСТЬ БАЛОК И ПЛИТ

  Всё зависит от степени продольного армирования, которое характеризуется высотой сжатой зоны х (рис.). При "слабом" армировании, когда х меньше граничного значения (оно определяется по нормам проектирования), влияние изменения прочности бетона невелико. При повышении класса бетона вдвое прочность нормальных сечений при изгибе увеличивается не более чем на 25% (а прочность, например, пустотных и ребристых плит — всего на 10%).
  При "нормальном" армировании (высота сжатой зоны равна граничному значению) влияние прочности бетона сильнее: при повышении класса бетона вдвое прочность конструкций возрастает на 25...30%.
  Самое большое влияние оказывает прочность бетона при "сильном" армировании (высота сжатой зоны больше граничного значения). Хотя нормы и не рекомендуют проектировать конструкции подобного типа, но эту рекомендацию не всегда удается соблюдать. Подобные конструкции (балки) особенно часто встречаются в зданиях и сооружениях, построенных до 1980-х годов.

Схема поперечного сечения балки
Рис.1. Схема поперечного сечения балки.

  Из приведенного следует, что для монолитных перекрытий, которые относятся к типу "слабо" или "нормально" армированных, высокопрочные бетоны большой пользы не принесут (как правило, достаточно бетона класса В15...В20). Но из приведенного вовсе не следует, что можно безболезненно снижать прочность бетона по сравнению с проектной — это приведет к резкому снижению жесткости и трещиностойкости, особенно у преднапряженных конструкций (тех же пустотных и ребристых плит).
  Прочность бетона зависит не только от его состава и технологии приготовления, но и от качества уплотнения. При плохом уплотнении прочность может снизиться в 2 раза и более. Плохо уплотненный бетон имеет много пор, раковин и каверн, у него снижается не только прочность, но и водонепроницаемость и морозостойкость, он не в состоянии надежно защитить арматуру от коррозии. Некачественное уплотнение бетона чаще всего встречает¬ся в концевых участках конструкций (там, где наибольшее насыщение арматурой или закладными деталям), а также в узлах соединения сборных или сборно-монолитных конструктивных элементов, в столбчатых фундаментах и свайных ростверках. Зачастую именно этот дефект является причиной аварийно¬го состояния конструкций и зданий.