СООРУЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | Бетон-Каркас

СООРУЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

К транспортным относятся сооружения на внешних, городских и внутризаводских дорогах; сооружения конвейерного (непрерывного) транспорта: устройства рельсового и подвесного конвейерного транспорта, канатные дороги, транспортные галереи; причальные сооружения водного и других видов транспорта. Рассмотрим основные виды транспортных сооружений.

Мост предназначен для перевода дороги через какое-либо препятствие. Железно- и автодорожные мосты, возводимые над водными преградами, состоят из трех основных частей: пролетного строения, береговых устоев и пролетных опор. Пролетные строения (рис. 1, а…ж) возводят в виде балочных, рамных, висячих арочных и других конструкций.

Пролетное строение стального моста (рис. 2) обычно состоит из двух главных несущих ферм или балок, балочной клетки проезжей части, связей 8 и распорок 9.

Конструктивные схемы пролетных строений мостов
Рис. 1. Конструктивные схемы пролетных строений мостов: а – неразрезная балка, б – балочная ферма с ездой понизу, в – распорная арка с ездой посередине, г – арочно-консольное, д – рамное, е – висячее, ж – безраспорная арка с балкой жесткости (затяжкой)

Пролетное строение стального железнодорожного моста
Рис. 2. Пролетное строение стального железнодорожного моста: 1 – нижний пояс фермы, 2 – опоры, 3 – продольная балка (в панелях частично срезана), 4– поперечная балка, 5 – опорный раскос, 6 – стойка, 7 – верхний пояс фермы, 8 – связи, 9 – распорка

 Балочная клетка имеет продольные балки 3, опирающиеся на поперечные балки 4, которые передают нагрузку на фермы или главные пролетные балки моста. На балочной клетке располагается железнодорожный путь (если мост железнодорожный) или сплошное проезжее покрытие из монолитного или сборного железобетона (если мост автодорожный). По сторонам проезжей части располагают пешеходные проходы. Системой связей и распорок по верхним и нижним поясам ферм обеспечивается неизменяемость и устойчивость всей конструкции пролетного строения.

Пролетные строения железобетонных мостов чаще других имеют балочную систему. По главным балкам, перекрывающим пролет моста, укладывают, как правило, монолитную плиту проезжей части, связывающую балку в единую конструкцию.

Путепровод – это мосты через сухопутные дороги, обеспечивающие их пересечение в разных уровнях. Конструктивные схемы пролетных строений путепроводов аналогичны схемам мостов, преимущественно балочных и рамных. Главные балки пролетного строения – сборные двутавровые, тавровые или корытообразного профиля.

Пролетные строения мостов и путепроводов выполняют также напряженно-армированными из сборных железобетонных элементов, объединяющих все конструкции поперечного сечения в единый блок: коробчатые главные балки, плиту покрытия, плиты тротуарной части. Блоки имеют продольные отверстия, через которые пропускают сквозную напрягаемую арматуру, плотно стягивающую все блоки пролетного строения в единую конструкцию, работающую как цельная железобетонная балка.

Транспорные галереи служат для размещения ленточных конвейеров, подающих на высоту до 40…60 м сыпучие материалы. Галереи бывают наклоненные и горизонтальные, холодные и теплые. Основные части галереи: опоры, пролетное строение в виде балок или ферм, на которых во всю длину их располагаются помещения с конвейерами.
Сооружения связи, передачи энергии и т. д. в основном представляют собой объекты мачтово-башенного типа.
Опоры линий электропередачи (ЛЭП) делают стальными решетчатыми или железобетонными из труб. Опоры бывают рядовые (промежуточные); анкерные, устанавливаемые через 5…6 промежуточных, они воспринимают нагрузки от проводов в случае их обрыва; угловые и концевые – они воспринимают усилие от напряжения проводов, поэтому мощнее промежуточных в 1,5…2 раза. Анкерные угловые и концевые опоры, как правило, делают с оттяжками, что позволяет снизить массу самих опор.

Опоры изготавливают одностоечными с траверсами для подвески проводов либо портальными.
Стальные опоры из прокатных профилей поставляют секциями, длина которых соответствует габаритам вагонов. Монтажные соединения опор болтовые.

Мачты – высотные конструкции, состоящие из ствола, поддерживаемого оттяжками. Наиболее часто применяют для радиосвязи мачты высотой 300…400 м. Стальные мачты бывают решетчатые из уголковых профилей и из труб, а также с трубчатым стволом диаметром 1,2…2,5 м из листовой стали. При высоте таких сооружений до 50…60 м ставят один ярус оттяжек, до 100… 120 м – два яруса, 180 м – три яруса.
Башни – свободностоящие высотные конструкции. Ствол башни сплошной или решетчатый, круглого, квадратного, треугольного или шести-восьмиугольного сечения. В основном башни делают железобетонными монолитными (рис. 5, а) или металлическими с решетчатым стволом (рис. 3, б), наиболее часто высотой до 200 м.

Башни
Рис. 3. Башни: а – радиорелейная железобетонная, б – телевизионная из стальных труб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *