Учитывая особенности земляного сооружения, объем земляных работ и сроки их производства, выбирают наиболее эффективный метод производства, обеспечивающий комплексную механизацию работ и поточную организацию производства.
Задачей проектирования процесса разработки грунта является выбор типов машин и транспортных средств, определение размеров забоя и схем проходок, расчет транспортных средств, определение сменной эксплуатационной производительности машин, продолжительности процессов разработки. Окончательный выбор комплектов машин производится на основе технико-экономического анализа возможных вариантов.
В жилищном строительстве рытье котлованов осуществляется, главным образом, одноковшовыми экскаваторами, но могут применяться скреперы и бульдозеры.
Рис.1. Схема разработки котлована боковыми проходками с расположением транспортных средств выше уровня подошвы забоя: а – поперечный разрез и план забоя; б –план котлована.
В промышленном строительстве в зависимости от шага колонн, ширины пролетов, глубины заложения и размеров фундаментов выемки под фундаменты могут быть в виде: отдельных котлованов для каждого фундамента; отдельных траншей, разрабатываемых по осям пролетов; сплошного котлована.
Отдельные небольшие котлованы разрабатываются обычно экскаватором, оборудованным обратной лопатой. Траншеи и сплошные котлованы отрывают экскаватором (прямой, обратной лопатой и драглайном), бульдозерами, прицепами и самоходными скреперами. При разработке грунтов I группы могут использоваться одноковшовые погрузчики.
Экскаватор, оборудованный прямой лопатой, чаще применяется при выемке грунта с погрузкой в транспортные средства. Рытье котлована ведется боковыми и лобовыми проходками (рис. 1).
При боковой проходке грунт выгружается в транспорт, размещаемый сбоку от экскаватора параллельно его движению, а при лобовой проходке–в транспорт, подаваемый сзади экскаватора по дну котлована.