БЕТОНИРОВАНИЕ КАРКАСА ЗДАНИЯ

  Выбор способа транспортирования бетонной смеси к месту ее укладки в конструкцию зависит от дальности перемещения, положения в пространстве бетонируемого участка, свойств смеси, наличия соответствующих транспортных средств, климатических и других местных условий. Процесс транспортирования желательно организовать таким образом, чтобы исключить перегрузки бетонной смеси или свести их до минимума.
  Транспортирование бетонной смеси может быть порционным (цикличным), непрерывным и комбинированным. Порционное транспортирование от центральной бетоносмесителыюй установки к строительной площадке состоит из двух этапов. На первом этане происходит горизонтальное перемещение смеси, осуществляемое автосамосвалами и автобетоновозами или в специальных емкостях (контейнерах, бадьях, бункерах), устанавливаемых на бортовых автомашинах. На втором этапе доставленную на объект порцию смеси полают непосредственно к месту укладки путем опрокидывания кузова автосамосвала или автобетоновоза, а доставленную в емкостях – кранами.
  Непрерывный, или конвейерный, способ транспортирования состоит в подаче смеси непосредственно к месту укладки. Применяется в тех случаях, когда бетоносмеснтельная установка расположена в относительной близости от объекта строительства с большим объемом бетонных работ. При комбинированном способе транспортирования бетонную смесь перемещают от бетоносмесительной установки автобетоновозами, автобетоносмесителями или автосамосвалами, а к месту укладки подают трубопроводным или конвейерным транспортом.
  Подача бетонной смеси может производиться автотранспортом (автосамосвалами, автобетоновозами и автобетоносмесителями); по трубам (бетононасосами, пневмонагнетателями); бетоноукладчиками и вибротранспортом (виброжелобами, виброхоботами).
  При возведении монолитных каркасов, представляющих собой сплошные бетонные поля (бетонные подготовки, полы, покрытие дорог), а также при устройстве массивных фундаментов под оборудование укладку бетонной смеси рекомендуется производить непосредственно с транспорта. При бетонировании конструкций высотой более 1 м с помощью автотранспорта необходимо устраивать эстакаду или передвижной мост.
  Доставленную на объект автотранспортом бетонную смесь подают к месту укладки одним из следующих способов: в бадью для последующей подачи краном; в вибролоток с последующей подачей виброжелобом на расстояние до 15 – 18 м; в ковш самоходного гусеничного бетоноукладчика; в бункер бетононасоса, с помощью которого осуществляется подача смеси на расстояние по горизонтали до 200 или по вертикали до 40 м; в бункер пневмонагнетателя, который транспортирует бетонную смесь по горизонтали на расстояние до 200, по вертикали до 35 М-
  Автобетоновозы рекомендуется использовать при подаче бетонной смеси непосредственно в конструкцию при бетонировании массивных бетонных и слабоармированных фундаментных плит, дорожных покрытий и т. п. При этом следует соблюдать допустимое расстояние от откоса выемки до машины.
  Автобетоносмесители применяются при транспортировании бетонных смесей к рассредоточенным объектам при работе в комплекте с автобетононасосами, подаче литых бетонных смесей (например, при бетонировании буронабивных свай), а также в местности с жарким климатом. В последнем случае они транспортируют сухую бетоную смесь на расстояние до 60 км и более. Достоинством автобетоносмесителей является то, что в процессе транспортирования бетонная смесь за счет вращения барабана не расслаивается.
  Подача бетонной смеси к месту укладки крапами (башенными, самоходными, стреловыми или специальными) рекомендуется при возведении различных монолитных конструкций зданий и сооружений. Краны устанавливают с таким расчетом, чтобы допустимый вылет стрелы максимально охватывал блок бетонирования. Так, при бетонировании многопролетных зданий краны располагают в котловане посередине пролета или вдоль среднего ряда фундаментов двух пролетов. При невозможности внутрипролетного размещения кранов их следует размещать с наружной стороны бетонируемого массива вдоль бровки котлована.
  При бетонировании массивных малоармированных фундаментов с объемом бетона в сооружении до 10 тыс. м3, железобетонных густоармированных и тонкостенных конструкций при объеме бетона 1 –2 тыс. следует использовать стационарные, прицепные бетононасосы и автобетоионасосы с диаметром бетоноводов 100 и 125 мм производительностью 10–65м2/ч. Бункер бетононасос загружается от автобетоносмесителя.
  При возведении высотных зданий и массивных сооружений к бетононасосам подсоединяют манипуляторы с распределительными стрелами, позволяющие подавать и укладывать бетонную смесь по площади круга. Так, манипулятор может быть смонтирован на стреле крана при сооружении градирен ь сборно-монолитном железобетоне.
  Для распределения бетонной смеси по площади массива бетонирования целесообразно применять гибкие распределительные рукава (при диаметре бетоновода 80 и 100 мм в радиусе до 8 м), вибролотки и виброхоботы. Вибролотки могут быть использованы в проекте самостоятельно при бетонировании конструкций, расположенных ниже уровня земли. При необходимости подачи бетонной смеси на глубину до 10 и следует применять звеньевые хоботы, а на большую глубину – виброхоботы.
После выбора средств для подачи и укладки бетонной смеси необходимо выбрать средства механизации для ее уплотнения. В зависимости от типа бетонируемой конструкции могут применяться глубинные или поверхностные вибраторы. Глубинные вибраторы с гибким валом и пневматические предназначены для уплотнения бетонной смеси с различной степенью армирования.
  Вариантное сравнение способов производства работ. Сравниваемые варианты должны быть технически возможны в одинаковой степени. Для окончательного выбора подсчитывают технико-экономические показатели, и по результатам их анализа принимается тот или иной вариант.
Обычно сравнивают варианты механизации работ по подаче и укладке бетонной смеси. Например, при устройстве фундамента под дымовую трубу можно предусмотреть одни и те же конструкции опалубки и способ армирования, а подачу и укладку бетонной смеси рассмотреть с помощью крана и бадьи, бетоноукладчиком, конвейером, бетононасосом.
  На технологию подачи и укладки бетонной смеси влияют конструктивные особенности опалубки. Так, при возведении оболочки наружная опалубка под стены толщиной 1000 мм может быть скользящей, подъемно-переставной или в виде опалубки-облицовки из листового металла (внутренняя опалубка монтируется в виде арматурно-опалубочных блоков – арматурных каркасов, навешенных на металлическую несъемную опалубку). В первом случае бетонная смесь подается непрерывно с интенсивностью, соответствующей скорости подъема опалубки; во втором – порционно с перерывами на время перестановки опалубки; в третьем –непрерывно с максимально возможной интенсивностью. От этого зависит возможный способ подачи н укладки бетонной смеси. Так, в двух первых случаях бетонную смесь можно подавать кранами в бадьях с последующим уплотнением, в последнем – литую бетонную смесь транспортируют с помощью автобетононасоса с подвозкой автобетоносмесителями.