ДЕФЕКТЫ СТЫКОВ СБОРНЫХ РИГЕЛЕЙ | Бетон-Каркас

ДЕФЕКТЫ СТЫКОВ СБОРНЫХ РИГЕЛЕЙ

Некачественная сварка арматуры

В опорных сечениях ригелей рамного каркаса возникают большие изгибающие моменты М отрицательного знака (рис. 1, а), которые воспринимаются парой сил – растягивающей в верхней рабочей арматуре и сжимающей (равнодействующей) в сжатом бетоне и в нижней рабочей арматуре.

При некачественной сварке растянутая арматура выключится из работы, сечение не в состоянии будет воспринимать опорный момент и узел сопряжения ригеля с колонной превратится из жесткого в шарнирный.

В результате этого резко, в несколько раз, возрастет изгибающий момент в пролете (рис. 1, б), что приведет ригель к обрушению, а в случае, если подобный брак допущен многократно, будет также серьезно ослаблена или полностью утрачена поперечная или продольная (в зависимости от ориентации ригелей) жесткость всего здания.

Эпюра изгибающих моментов в ригеле при жёстком сопряжении
Рис.1. Эпюра изгибающих моментов в ригеле при жёстком сопряжении.

Некачественная стыковая заделка бетоном

Некачественная заделка бетоном стыка между сборными ригелями и колоннами рамного каркаса.

Некачественная заделка – низкая прочность или плохое уплотнение бетонной смеси – явление, к сожалению, нередкое.

Приводит оно к тому, что сжимающее усилие (см. предыдущий ответ), которое передается от ригеля к колонне, монолитный бетон воспринимать не в состоянии, и всё оно передается через опорную закладную деталь, если таковая предусмотрена конструкцией узла.

Вследствие этого происходит разрушение сварных швов, отрыв закладных деталей, а в итоге — разрушение всего соединения.

В сборно-монолитном решении, т.е. при отсутствии опорных закладных деталей, узел из жесткого превратится в шарнирный с резким увеличением изгибающих моментов в пролете.

 Работа закладных деталей
Рис.2. Работа закладных деталей: 1 — закладные детали (рыбки), 2 — эпюра моментов.

Некачественное выполнение закладных деталей

«Рыбки» – это стальные детали, соединяющие верхние грани ригелей с колоннами в связевых каркасных зданиях первой, и до сего дня популярной, серии ИИ-04.

В проекте установка диафрагм жесткости (железобетонных перегородок) допускалось независимо от монтажа ригелей, что не обеспечивало пространственную жесткость каркаса.

Поэтому были предусмотрены жесткие соединения ригелей с колоннами, которые могли воспринимать ограниченные опорные моменты М0 = 55 кНхм , достаточные для того, чтобы обеспечить жесткость каркаса на период монтажа.

Ограничение обеспечивается определенным сечением «рыбок» (а также их длиной), металл которых начинает течь при достижении указанного опорного момента.

Если сечение увеличить, то опорный момент возрастет, а пролетный уменьшится, если сечение уменьшить, то, наоборот, опорный момент уменьшится, а пролетный возрастет (рис. 2).

Аналогичные результаты – и при изменении марки стали по сравнению с проектной. Плохо и то, и другое.

В первом случае будут перегружены опорные участки, во втором – пролетные.

К сожалению, строители не всегда уделяют этому вопросу должное внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *