Каркасы высотных зданий имеют большую высоту (100 м и более) и, как правило, незначительные размеры в плане. Поэтому их рациональнее всего монтировать с помощью приставных кранов: стационарных, установленных на мощном фундаменте (рис.1, а), или передвижных — приставных на рельсовом ходу.
При возведении каркасов зданий высотой более 150 м могут быть задействованы грузовые вертолеты, но гораздо рациональнее использовать для этих целей самоподъемные краны, устанавливаемые внутри одной из ячеек каркаса здания и перемещаемые по вертикали с одного уровня на другой (обычно через 2 этажа) с помощью собственных механизмов.
Стационарные приставные краны жестко крепятся к фундаменту с помощью анкерных болтов, а начиная с высоты 40 м, — через 15… 25 м — к несущим конструкциям здания.
Рис. 1. Схемы подъема башенных кранов:
а — приставного; б — самополъемного; 1— связь; 2 — монтажная стойка; 3 — выдвижная рама; 4 — секция башни; S — башня; 6 — лебедка; 7 — опорные балки. 8 — откидные упоры; 9— подвижная обойма, I…III — последовательность подъема крана
Важно!!! Для крепления крана к возводимому каркасу предусмотрена специальная рамка, закрепленная в стыке двух секций башни, и связи, соединяющие рамку со зданием.
Монтаж и демонтаж дополнительных секций высотой 2,5…7 м может производиться подращиванием башни снизу с помощью стационарного портала, но чаще применяют метод наращивания сверху путем подъема специальной расстыковочной монтажной стойкой, к которой крепятся две крайние верхние секции башни.
Передвижные приставные краны до высоты здания 40…60 м работают в обычном передвижном режиме, а затем прикрепляются к рельсам и становятся приставными стационарными.
- Самоподъемные краны (рис. 6.1, б) обеспечивают монтаж каркасных зданий неограниченной высоты По мере увеличения высоты строящегося здания они перемещаются по вертикали, опираясь своими опорными балками на рамные конструкции здания через выдвижные или откидные консоли.
По окончании работ на монтажном уровне подвижная обойма крана лебедкой снимается с упоров, поднимается на высоту двух этажей и вновь устанавливается на упоры. Затем башня и опорные балки снимаются со своих упоров, подтягиваются на высоту двух этажей и устанавливаются на каркас здания.
- Самоподъемные краны рекомендуется оборудовать горизонтальными стрелами с подвижными каретками, так как при работе крана с подъемной стрелой возле него образуются «мертвые зоны» и приходится применять специальные балансирные траверсы, создающие неудобства и повышающие трудоемкость работ.
Одним из преимуществ самоподъемных кранов является возможность монтажа зданий, располагаемых на стесненных площадках.
Выбор типов, числа и схемы расстановки самоподъемных кранов зависит от массы монтажных элементов, конфигурации и размеров здания в плане и по высоте с учетом того, что сфера их действия должна полностью охватывать необходимую рабочую зону крана.
При возведении зданий различают подготовительный и основной периоды строительства. Основной период, в свою очередь, состоит из трех циклов: нулевой (подземный), возведение надземных конструкций и отделочный.
При строительстве высотных зданий подготовительный период включает подготовку площадки, доставку, разгрузку, сортировку и разметку материалов и элементов, их укрупнительную сборку, подачу к месту монтажа и т.д.
Особенностями подготовительного периода при строительстве высотных зданий являются:
- участие большого числа подрядных строительных организаций, производственная деятельность которых должна быть четко спланирована;
- ведение строительства в черте большого населенного пункта;
- трудности в доставке длинномерных и негабаритных элементов;
- необходимость в приобъектных складах и сборочных площадках для комплектации требуемого 3… 5-дневного запаса конструкций.
Сложность выполнения нулевого цикла зависит от размеров и месторасположения здания.
Гражданские высотные здания часто строятся с развитой цокольной (стилобатной) частью на несколько этажей. Поэтому при возведении подземной части высотного здания иногда бывает рациональнее использовать в качестве грузоподъемного оборудования стреловые краны, а для дальнейшего монтажа каркаса — приставные или самоподъемные.
Рациональность такой схемы особенно очевидна в случае дальнейшего использования самоподъемных кранов, для первоначальной установки которых требуется предварительная сборка нижних 4… 5 этажей каркаса.