Строительный генеральный план составляется с целью рационального использования строительной площадки, расположения постоянных и временных зданий и сооружений, складского хозяйства, административно-бытовых помещений и временных инженерных сетей, обслуживающих нужды строительства. Стройгенплан разрабатывается на каждой стадии проектирования, а также для различных периодов строительства. В дипломном проекте стройгенплан объекта входит в состав ППР.
При проектировании стройгенплана следует руководствоваться следующими принципами:
— максимально использовать для нужд строительства существующие здания и сооружения, а также подлежащие сносу или строящиеся;
— объем строительства временных сооружений должен быть минимальным;
— производственные установки целесообразно размещать на кратчайшем расстоянии от мест потребления их продукции;
— грузопотоки конструкций и материалов следует проектировать с минимальным числом перегрузок, а также комплексной механизацией погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных работ;
— протяженность временных инженерных сетей и коммуникаций должна быть минимальной;
— временные здания и сооружения следует предусматривать передвижными индустриального изготовления;
— следует обеспечить соблюдение требований безопасного ведения работ, противопожарной безопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды;
— необходимо создать наиболее благоприятные условия бытового обслуживания персонала стройки.
Основными исходными данными при составлении стройгенплана являются: генплан объекта, основные технологические и строительные решения проекта, календарный (сетевой, циклограмма) график строительства со сводным графиком; потребность в рабочих, сведения о потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах, машинах и механизмах; перечень необходимых временных зданий и сооружений; потребность в воде, электроэнергии, сжатом воздухе.
Пояснительная записка должна содержать необходимые расчеты и обоснования по проектированию стройгенплана, в частности: определение потребности во временных зданиях и сооружениях; расчет потребности в складских помещениях и площадках; расчет потребности в энергоресурсах (воде, электроэнергии, теплоте, паре); обоснование размещения на строительной площадке объектов строительного хозяйства.
Определение расчетного расхода воды. На стройплощадке применяются временные водопроводные сети производственного, хозяйственно-питьевого и противопожарного назначения. Временное водоснабжение может осуществляться от действующей городской сети или природных источников (подземных или поверхностных водоемов). Как правило, определяют часовой и секундный расход воды с учетом ос использования отдельными потребителями. Часовой расход воды вычисляется при выборе источника водоснабжения, а секундный –при расчете диаметров водопроводных труб. Учитывая меняющийся цикл строительных работ и режим работы механизмов при расчете расхода воды используют коэффициенты часовой неравномерности потребления воды. Расчетный часовой расход воды определяют для каждого потребителя.
Определение потребности в электроэнергии. Электроснабжение строительной площадки осуществляется от стационарных или передвижных источников электроэнергии. Наиболее целесообразным в экономичным для нужд временного электроснабжения является использование существующих линий энергосети, ТЭЦ и др. Для подключения временной сети применяются комплектные трансформаторные подстанции.
Проектирование временного энергоснабжения строительной площадки производят в такой последовательности: определяют потребителей электроэнергии; производят расчет требуемого количества (мощности) энергии; выбирают источники энергии и разрабатывают схемы снабжения потребителей энергии на стройплощадке. Электроэнергия на строительной площадке потребляется на производственные (технологические) нужды для питания строительных машин И механизмов, оттаивания мерзлых грунтов, сушки штукатурки, на внутреннее освещение помещений и наружное освещение стройплощадки.
Проектирование дорог. Временные внутрипостроечные дороги проектируют, как правило, по трассам постоянных дорог, используя кольцевую схему. На тупиковых подъездах устраивают разворотные или разъездные площадки с размерами в плане не менее 12 X 12 м. Ширина дорог при одностороннем движении должна быть не менее 3,5 м, при двухстороннем – 6 м. Радиус, закругления внутрипостроечных дорог принимают в пределах 12–30 м в зависимости от вида транспортных средств и габаритов транспортируемых на площадку конструкций.
При трассировке дорог необходимо соблюдать следующие минимальные расстояния между дорогой и площадкой складирования конструкций и материалов 0,5–1; между дорогой и осью подкрановых путей 6,5–12,5; до ограждения стройплощадки не менее 1,5; до наружных граней конструкций опор не менее 0,5; от строящегося здания не ближе 8–12, учитывая установку и движение монтажных механизмов. Направление движения транспортных средств указывают на плане стрелками. При монтаже конструкций непосредственно с транспортных средств внутриплощадочные дороги располагают вне зоны действия крана, а при разгрузке конструкций в зоне его действия дорогу расширяют до б м.
При размещении машин и механизмов па стройплощадке следует особое внимание уделять созданию безопасных условий их эксплуатации. Места их установки должны соответствовать решениям, принятым в технологических картах. Так, при ведении земляных работ необходимо учитывать минимальное расстояние от основания откоса до ближайших опор машин или механизмов и соблюдать высоту забоя для землеройных машин.
В зависимости от принятой схемы возведения здания башенный кран может быть расположен как со стороны входов в здание, так и с противоположной стороны. При параллельном выполнении монтажных и послемонтажных работ башенные краны размещают со стороны, противоположной входам в здание. Если здание монтируют использованием нескольких кранов, то их работа должна быть организована таким образом, чтобы траектории монтажных стрел не пересекались. Расположение стреловых кранов возможно снаружи, параллельно продольной оси здания, или внутри –вдоль пролета.
Монтажную зону кранов рассчитывают по наружным контурам здания плюс 7 м при высоте здания до 20 м и плюс 10 м при высоте здания 20–100 м. Границы зоны перемещения грузов определяются расстоянием по горизонтали. Для башенных кранов он составляет максимально необходимый вылет стрелы плюс 7 или 10 м при высоте подъема груза соответственно до 20 или 100 м; при большей высоте подъема груза к максимальному вылету стрелы прибавляют 1/10 высоты подъема груза. Для стреловых кранов зона перемещения грузов определяется длиной стрелы плюс 1/2 длины самого крупного элемента конструкции. Монтажную зону и зону перемещения грузов показывают на стройгенплане сплошной линией.
Размещение складов для хранения материалов и конструкций должно обеспечивать минимальное количество их перегрузок и кратчайшие пути их транспортирования на стройплощадке. Крытые складские помещения обычно обустраивают у границы зоны действия монтажных кранов, а открытые – внутри этой зоны. Склады строительных конструкций должны находиться в зоне действия кранов в порядке технологической последовательности их монтажа по участкам и захваткам. Граница склада должна отстоять от дороги не менее чем на 0,5 м, а складов огнеопасных и сильнопылящих материалов – с подветренной стороны по отношению к другим зданиям и располагаться не ближе 50 м от них.
Размещение административно-бытовых зданий осуществляется с учетом максимального приближения к объекту строительства, линиям коммуникаций, пунктам питания, а также создания благоприятных бытовых условий для работающего персонала стройки. Такие здания рекомендуется располагать компактно, группируя их в бытовые городки, находящиеся на расстоянии не менее чем 50 м от объектов, выделяющих пыль, вредные газы и т. п. Санитарно-бытовые помещения должны отстоять от рабочих мест на расстоянии не более, м: гардеробные, умывальные и душевые – 500, помещения для обогрева рабочих – 150, уборные–100, питьевые установки –75, пункты питания при перерыве на обед 1 ч – 600, здравпункты – 800. Все временные здания на стройгенплане нумеруют и показывают их привязку к координатной сетке или объектам, привязанным к ней.
Расположение временных инженерных сетей. Временные сети энергоснабжения, водопровода, канализации, слаботочных линий связи располагают на свободной территории строительной площадки. На стройгенплане их размещение показывают схематично, используя условные обозначения.
Трансформаторные подстанции должны находиться в центре энергетических нагрузок. Расстояние до потребителя электрической энергии не должно превышать 400–500 м. От трансформаторной подстанции к потребителям отводят питающие (воздушные или подземные) линии. Временные воздушные линии для наружного освещения площадки устраивают преимущественно вдоль проездов па деревянных опорах через 30–40 м. Расстояние нижней точки провеса проводов от земли для воздушных линий напряжением до 1кВт должно быть ни менее 5 м, до 10 кВт – не менее 7 м. В углах строительной площадки следует установить прожекторы, а для освещения рабочих мест предусмотреть установку переносных осветительных мачт.
Сети временного водоснабжения устраивают по кольцевой , тупиковой и смешанной схемам. При использовании постоянной водопроводной сети временный водопровод выполняют длиной не более 1200 м по тупиковой схеме. На схеме временного водоснабжения следует показать расположение пожарных гидрантов, водоразборных кранов, питьевых фонтанчиков, смотровых и гидрантных колодцев. Пожарные гидранты размещают на расстоянии не более 2,5 м от проезжей части дороги и не более 50 м от стен здания. На постоянном водопроводе расстояние между гидрантами принимают до 300 м. Водоразборные краны проектируют из условия радиуса обслуживания до 100 м, а питьевые фонтанчики – не более 75 м от рабочих мест и мест отдыха.
Трассы временного теплоснабжения проектируют обычно бесканальными в траншеях с засыпкой утеплителем (шлаком, торфом). На стройгенплане на трассе теплоснабжения следует указать диаметр груб, сечения, места их прокладки, а также места движения транспортных средств через трассу.
На стройгенплане условными знаками показывают также размещение слаботочных устройств и средств связи (диспетчерских пунктов, стационарных и передвижных абонентов, телефонных пунктов, громкоговорящих устройств). Кабельные линии телефонной и громкоговорящей связи располагают в земле или на опорах. Могут быть использованы также опоры линий электропередач низкого напряжения.
По периметру строительной площадки на расстоянии не менее 2 м от границы проезжей части дороги должно быть показано временное ограждение.
Оценка проектных решений стройгенплана производится на основании расчета основных технико-экономических показателей и сравнения с аналогами. Такими показателями являются: площадь строительной площадки, площадь застройки проектируемого здания, площадь застройки временными зданиями и сооружениями, протяженность временных коммуникаций (дорог, электроснабжения, водопровода, канализации и т. д.), коэффициенты компактности стройгенплана и др.
Площади строительной площадки проектируемого здания и застройки площадки временными зданиями и сооружениями определяют по соответствующим геометрическим размерам площадок. Протяженность коммуникаций определяют графически с учетом масштаба нанесения этих сетей на стройгенплан.
При окончательной оценке принятых на стройгенплане проектных решений учитывают также эффективность разработок по охране труда, промышленной санитарии, противопожарной безопасности, мероприятий по охране окружающей среды.