СТРОИТЕЛЬНЫЕ КАНАТЫ | Бетон-Каркас

СТРОИТЕЛЬНЫЕ КАНАТЫ

Типы и конструкция. При монтаже применяют канаты в виде самостоятельных средств монтажной оснастки, как оснащение грузоподъемных машин и устройств, а также грузозахватных приспособлений.
Канаты бывают пеньковые, капроновые и стальные.

Пеньковые и капроновые канаты служат для подъема вручную легких грузов, а также в качестве оттяжек при подъеме конструкций.

Стальные канаты используются в грузоподъемных машинах и грузозахватных приспособлениях, полиспастах, при устройстве вант, оттяжек, шевров, мачтовых подъемников, якорей.

Стальные канаты изготовляют из высокопрочной проволоки диаметром преимущественно от 0,4…0,5 до 1,8 мм, с разрывным усилием 1400…2000 МПа. Канаты (рис. 1, а…в) имеют одинарную (из отдельных проволок), двойную (из проволочных прядей) или тройную свивку (из канатов двойной свивки). Пеньковый сердечник, пропитанный смазочным материалом, придает канату правильную форму.

На монтажных работах в основном применяют канаты односторонней (проволоки в прядях и в канате свиты в одном направлении) и крестовой свивки (проволоки в прядях свиты в одном направлении, а пряди в канате – в другом). Канаты односторонней свивки более гибкие, но вместе с тем они вытягиваются и раскручиваются при эксплуатации, поэтому чаще применяют канаты крестовой свивки.

Конструкцию каната характеризуют индексом, включающим буквенные и цифровые обозначения. Например, индекс 6х19(1+6+6/6)+ 10.С. расшифровывается так: канат имеет 6 прядей по 19 проволок в каждой и 1 органический сердечник; цифры в скобках обозначают, что в центре каждой пряди размещена 1 проволока, вокруг которой расположены 6 проволок, а в наружном слое –6 проволок одного и 6 проволок другого диаметра (6/6).

Для характеристики стальных канатов применяют также условные обозначения, которые содержат данные о диаметре каната, его назначении, механических свойствах проволоки, условиях его работы, на-правлении и способе свивки, а также сведения о маркировочной группе по временному сопротивлению разрыву проволоки. Например, запись: канат 24-Г-В-ЛС-Н-180 ГОСТ 3077–80 расшифровывается так: канат имеет наружный диаметр 24 мм, грузовой, из светлой проволоки, марка В, правая свивка, для легких условий работы, из оцинкованной проволоки, нераскручивающийся, маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву 1764 МПа (180 кгс/мм2).

Типы свивки стальных канатов
Рис. 1. Типы свивки стальных канатов: а – одинарная, б – двойная односторонняя, в – двойная крестовая; 1 – пряди, 2 – сердечник

Завод-изготовитель каната снабжает его паспортом (сертификатом), в котором указываются наименование организации-изготовителя, назначение каната и его основные параметры: номинальный диаметр, длина, масса, вид покрытия проволоки, направление и способ свивки, материал сердечника и другие данные.

Для монтажных работ чаще применяют стальные канаты, состоящие из шести прядей с числом проволок в каждой 19, 37> 61 и пенькового сердечника. Чем больше число проволок в пряди, тем канат обладает большей гибкостью, а значит, более удобен и безопасен в эксплуатации.

Поэтому канаты с числом проволок в пряди, равным 19 (более жесткие), применяют для изготовления вант и оттяжек, а с числом проволок в пряди, равным 37 и более,– для изготовления грузоподъемных устройств.
Подбор каната. Тип и диаметр каната для монтажных работ выбирают при разработке проекта производства работ в соответствии с требованиями Госпрома-томнадзора СССР – разрывное усилие Р каната (по сертификату или ГОСТу) не должно превышать требуемое по расчету усилие S в канате, умноженное на коэффициент запаса прочности к, установленный нормами: P–S*k.

Наименьший допускаемый коэффициент запаса прочности канатов для подъемных механизмов и приспособлений (кранов, лебедок, мачт, полиспастов и других механизмов с приводом):

  • — ручным………………… 4
  • -машинным…………….. 5… 6
  • -стропов ………………. 6
  • -вант, мачт, опор…….. 3,5

Рубка, разматывание, браковка канатов. Канат разрубают на отрезки требуемой длины зубилом или перерезают кислородным резаком. Во избежание раскручивания обрубленных концов место рубки каната предварительно обматывают стальной проволокой диаметром 1…2 мм на длину 1,5…2 диаметра с каждой стороны от намечаемого места рубки.

Стальные канаты, намотанные на барабаны или в бухты (рис. 2, а, б), хранят в закрытых сухих помещениях. Чтобы канат размотать, барабан насаживают на металлический стержень, установленный на козелках, и, вращая барабан, канат сматывают. При этом нельзя снимать канат с бухты и барабана витками так, чтобы на нем образовались петлевые заломы. При выпрямлении петель пряди могут расслоиться, а проволоки оборваться.

Разматывание каната
Рис. 2. Разматывание каната: а – с барабана, б – из бухты

Способы соединения и закрепления канатов
Рис. 3. Способы соединения и закрепления канатов: а – заплеткой, б, в – сжимами, г – опрессовка, д – клиновой зажим; 1 – канат, 2 – коуш, 3 – сжим, 4 – стальная обойма, 5 – клины, 6 – накладка

Все эксплуатируемые канаты периодически (практически ежедневно) осматривают, чтобы удостовериться, что на них нет петель и узлов, выпучивания прядей и перекруток, признаков поверхностного износа, порванных прядей или проволок. Канат бракуют по величине износа и числу обрывов проволок на длине одного шага свивки в зависимости от конструкции каната и числа проволок в его сечении, а также требуемого коэффициента запаса прочности каната.

Коуши, сжимы, клиновые зажимы. Канат крепят к конструкциям с помощью петли или крюка на конце каната, канатными узлами, заделкой каната в муфту или клиновой зажим.

Петлю на конце каната образуют с помощью заплетки (рис. 3, а) или постановкой сжимов (рис. 3, б). Внутрь петли заделывают стандартный коуш 2 желобчатого сечения из листового металла. Коуш предохраняет канат от перетирания, делает перегиб каната (петлю) более плавным.

Канаты соединяют также опрессовкой (рис. 3, г) стальной обоймой 4.

Для быстрого крепления и освобождения концов каната применяют клиновые зажимы (рис. 3, д). Например, чтобы присоединить ванту к якорям, клин 5 крепят к якорю осью, проходящей через отверстие в щеках клина. Устройство клинового зажима таково, что чем больше натяжение каната 7, тем сильнее конец каната зажимается между клином 5 и накладками 6.

Для временных креплений канатов к якорям или конструкциям, заменяющим якоря, канаты, выполняющие роль оттяжек, расчалок, завязывают узлами. Узлами разрешается стыковать канаты только неподвижного такелажа – расчалок, оттяжек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *